С 1 сентября 2023 года школа переходит на федеральную адаптированную общеобразовательную программу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (сокращенно - ФАООП).
КАКАЯ ЦЕЛЬ ВНЕДРЕНИЯ ФАООП?
Создание единого образовательного пространства для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по всей стране. Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
ЧТО СОДЕРЖИТ ФАООП?
Каждая ФАООП содержит учебно-методическую документацию, которая определяет единые требования к объему и содержанию образования школьников с ОВЗ, УО (ИН).
КАК БУДУТ ПРИМЕНЯТЬ ФАООП?
Школа сможет непосредственно применять ФАООП или отдельные компоненты ФАООП. При этом школа сохраняет право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФАООП.
КОГДА ШКОЛА ПЕРЕЙДЕТ НА ФАООП?
Согласно Федеральному закону от 24.09.2022 г. №371-ФЗ школа должна привести АООП в соответствие с ФООП до 1 сентября 2023 года.
Ознакомиться с порядком перехода на ФАООП, с целями и документами можно по ссылкам:
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1023
Минпросвещения РФ утвердило федеральные АОП для НОО и ООО (приказы от 24.11.2022 № 1023, от 24.11.2022 № 1025).
Оба документа вступят в силу 02.04.2023.
ФАОП начального и основного общего образования состоят из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.
Каждая ФАОП содержит учебно-методическую документацию, которая определяет единые требования к объему и содержанию образования школьников с ОВЗ на уровнях НОО и ООО. Еще каждая ФАОП включает варианты программ для учеников разных нозологий. В ФАОП НОО включили 26 вариантов АООП. Для каждой нозологии в ФАОП НОО прописали по два варианта АООП для школьников с ОВЗ. Также в варианты программ для школьников с нарушениями слуха, зрения, НОДА и РАС включили вариант для учеников с легкой умственной отсталостью и для учеников с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, а также тяжелыми и множественными нарушениями развития. На уровне ООО школа может создавать для каждой нозологической группы только по два варианта АООП – в ФАОП ООО включили по два варианта для каждой нозологии.
Варианты программ для школьников, у которых ОВЗ сопровождается интеллектуальными нарушениями, включили в ФАООП УО (приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1026).
Требования к структуре основных образовательных программ
Уважаемые родители!
Ответы на вопросы, связанные с ФГОС, вы можете найти на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации ФГОС.
ФГОС - федеральный государственный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1, вариант 2)
К вопросу о разработке и внедрении специального образовательного стандарта:
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения (Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.)
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших АООП: - личностным, предметным. Подробнее познакомиться с требованиями можно изучив программы учебных предметов, представленных в АООП.
Стандарт предполагает реализацию в ОУ как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Содержание занятий формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей). Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Чередование учебной и внеурочной деятельности определяется ОУ и согласуется с родителями (законными представителями).
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):